©СООБЩЕСТВО "САКРАЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ"
курс Марины Ивановой


ЖЕНСКИЙ КРУГ ЖИЗНИ
в традиционном обществе
на европейской территории России конца XIX — начала XX века
В этот период жизнь была размеренной
Календарь сменял свои фазы, было время для отдыха, время для труда.
Крестьянин в положенное время засевал поле, в положенное время собирал урожай.
Точно так же и у женщин: время когда нужно прясть, ткать, шить, время, когда присесть у окна
и украшать свою рубаху вышивкой. Цикличность, размеренность, тишина.
У женщин был канон восприятия себя.
РОЖДЕНИЕ
Принятие в материну рубаху
Младенца нянчили старшие сёстры или бабки
В 3 года девочке давали иголку в руки

ДЕВИЧЕСТВО
Ориентировочно в 7 лет разрешали отпускать волосы. Девочка сама начинает себя определять к женскому кругу. Может ухаживать за своими волосами, подвязывать рубашку, украшать себя.
ПРИХОД МЕНСТРУАЦИИ — ДЕВОЧЕНИЕ
Это особое событие, которое выставлялось напоказ перед всей общиной.
Это событие сопровождалось обрядом. Созывались все женщины деревни в дом девочки, устраивали застолье, а потом расстилали на полу её рубаху со следами менструальной крови,
плясали на ней под пение "срамных" песен.
ХОРОВОДЫ
Обычно девки собирались в стайки, очень много времени проводили вместе, много гуляли, собирались на вечёрки, на праздники, всегда всё проходило с песней, пляской, хороводом.
На вечёрках часто девушкам пели хвалебные песни, «величальные», описывались качества. Потом «припевался» достойный её парень. И пели обчинивание: обсуждение достоинств и недостатков, но запрещалось злословить и клеветать: «Девушка, Марья Ивановна, хорошая, да сарафан у неё один на все праздники».
"Девушка в поре" (невестившаяся девушка). Обчинивание — самое свободное и золотое время, когда всё позволялось: и вставать позже всех, и гулять до зари, и работать в своё удовольствие,
и горница была отдельная.
РАБОТА
Работа для девушек не была тяжёлой обязанностью, например, на Северной Двине сенокос называли «красованием». Это был праздник, когда надевали праздничные «покосные» рубахи, много пели, в обеденный перерыв купались, устраивали вечерние гулянья с плясками, девки рисовалися.
Всю холодную половину года девушки работали в доме. С ноября по рождественский
пост пряли, весь Великий пост ткали. Вышивали после Масленицы и в праздники.
В праздники и в пятницу девушки не работали, пятницу называли "бабьим днём"
(день святой Параскевы Пятницкой).
ПРЯЛКИ
ПАРАМЕТРЫ КРАСОТЫ, СЛАВУТНИЦЫ
Дородная, с плотной русой косой, бела на лицо, щёки красные, брови соболиные, с походкой "частой": мелкими шажками, с колыханием груди и бёдер. "Не ругачая", бойкая работать,
плясать, петь, вести остроумные разговоры — таких называли "славутницами".
НАРЯДЫ И УКРАШЕНИЯ
Теперь на девушку могут смотреть, как на потенциальную невесту, этим гордились
и сразу обозначали в своём костюме.

Главное отличие наряда женщины и девушки — это покрытая и не покрытая голова. У девушки коса напоказ, с отрытым темечком, у женщин же ни волосиночки не должно быть видно.

Венец — сделан из бересты или картона и украшен речным жемчугом, перламутром, золотошвейным узором. Дополнялось ещё жемчужной поднизью, которая спускалась на лоб.
Венец заставлял девушку красиво держать голову, расправить плечи и идти «белой лебедью».
На шею, грудь — жерёлка, гайтан, бусы, цепочки, ажурные воротники из бисера.
Пёрла — бусы из крупного чистого жемчуга, янтаря, граната.
Серьги в форме бабочек, пясы, серьги-голубицы, «орлики».
Кольца — часто надевали на все пальцы, кроме больших (медные, оловянные, серебряные).
НЕВЕСТА
У славутниц предполагалась безупречная репутация. Они возглавляли праздничные гулянья, были первые в хороводах. Все хотели стать славутницами, славу просили, одним из действенных обрядов было катание-кувыркание голыми в цветущей ржи "для славы", в дни летних святок
(между Троицей и Петровым днём).
Девушка "в самой поре" должна была, если хотела нравится парням, хорошо одеваться, или, как тогда говорили, быть щёгольной, баской. Обычай требовал, чтобы праздничный гардероб состоял из нескольких полных сряд: один для пасхи, другой для Рождества и Святок, третий для гуляний в праздничные дни, четвёртый для посиделок и гуляний в будние дни, пятый для выхода в церковь по воскресеньям и так далее. На невестившуюся дочь трудилась вся семья.
СВАТАВСТВО
Сватавство предназначалось для переговоров двух семей о возможном заключении брака между парнем и девушкой. Погляды, выяснение имущественного положения жениха.
СМОТРИНЫ НЕВЕСТ
Приезжал жених с «поездом», и звали выйти девушку, показать как она прядёт, как ходит. При этом её родня и подружки пели ей хвалебные песни. Заканчивалось всё пиром.
СГОВОР
Родители парня и девушки договаривались о дне проведения свадьбы, о размерах приданного, о кладке. После рукобития девушку и парня называли женихом и невестой, и родители благославляли их иконами. Обязательным условием сговора было «опевание» жениха, невесты и всех присутствующих гостей. После рукобития свадьбу нельзя было отменить. Также с этого момента на девушку надевалась «занавеска», и она начинала причитания.

Принеси-ка, родна матушка,
Принеси шаль печальную...

Отняла ты, родна матушка,
У меня у молодёшеньки,
У меня у зеленёшеньки,
Половину света белого.
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
Самый важный момент в жизни женщины.
Русская свадьба была удивительно красивым и музыкальным зрелищем. Она представляла собой комплекс обрядов, совершавшихся в определённой последовательности по установленному традицией сценарию. Каждый обряд нёс определённую смысловую нагрузку.
ПРОЩАНИЕ С ДЕВИЧЕСТВОМ
Прощание с девичеством, с «красотой».
Обряды прощания проходили в течение недели перед венчанием. Прощание воспринималось как событие трагическое, как умирание «красоты» и даже как смерть самой девушки.

Ох-те мне чушко, тошненько!
Ой всё прошло да моё прокатилося
А красно, хорошо девичество:
А серым заюшком да проскакало,
А горностаюшкой пропрыгало,
А серой утушкой проплавало,
А золотым кольцом проблискало,
А красной девушкой проплакало.

Невеста в этот момент носила «печальную» одежду, ходила с распущенными волосами и накинутым платком, прекращала разговаривать, только причитала, сама не совершала никаких действий, буквально умирала для этого мира. В причётах прощалась с родителями, полюшком, подружками.
БАНЯ
Омывал девушку дружка (колдун), а потом её хорошенько парили
вениками подружки под пение срамных песен:

Парила, напарила.
Чоботом ударила.
После пару, после жару.
Женишок тебя наярит.
ДЕВИЧНИК
Собирались подружки на «плаканье». Невеста, закрытая платком, плакала, причитала и «хрясалась», укоряла мать и отца, что отдают её «чужому чуженину, на чужую-дальнюю сторону».
ВЕНЧАНИЕ
Утром подружки и мать одевали невесту в наряды «свадёбные» (белые, чёрные — траурные), волосы распускали, надевали традиционный головной убор, а сверху накидывали фату, в независимости от времени года надевали шубу. Каждый предмет «опевали». Невеста просила благословений у родителей, потом её усаживали за стол с подружками и она, с ещё большей
трагичностью, начинала причитать.
Приезжал «поезд жениха» и, попировав, отец передавал дочь жениху и ехали на венчание.
ПИР В ДОМЕ ЖЕНИХА, ОКРУЧИВАНИЕ
Молодые не пьют, не едят за общим столом, а после отдельного ужина свахи «окручивают» — совершают обряд переплетания невесты и надевают ей женский головной убор (кокошник, повойник, сорока). В дальнейшем молодой женщине нельзя было появляться перед роднёй жениха, а особенно перед мужчинами «простоволосой». Переодевшись в нарядные одежды, «князь со княгинею» садились за стол с гостями и одаривали родственников.
БРАЧНАЯ НОЧЬ
Проводилась в клети (холодном месте), жена должна была попроситься в постель к мужу и прыгнуть в неё, чтобы также потом легко родить. О состоявшемся событии оповещались все гости, а на утро напоказ выставлялась рубашка молодой жены, свидетельствующая о её целомудрии.
ПОСЛЕ СВАДЬБЫ — МОЛОДКА
После свадьбы женщина входила в роль молодухи, этот статус длился от свадьбы до появления первенца (около года). Самое золотое время для женщины. Она весь год могла ходить в праздничном костюме и гулять как с молодыми на вечёрках, так и со старшими!
Однако в доме мужа после свадьбы её обязанности ограничивались тем, что определяла свекровь. Готовность подчиниться воле свекрови, какой бы она ни была — злой или доброй — вменялась будущей невестке в акте ритуала, по которому на второй день свадьбы молодая жена должна была мести пол, спросив предварительно у свекрови о том, как это нужно делать, и одарив её платком «за науку». Молодка работала в поле, стирала и убирала дом: «свекровь за столом, невестка за двором».
Пока свекровь на большине — «ничего не тронь, только работай». Пока она была в силах, никому
больше не позволялось растапливать печь или готовить, но когда свекровь уже переставала
справляться с этими работами, она «сдавала большину»: передавала свои обязанности младшей
женщине, и та занимала её место.
БОЛЬШУХА
Хозяйка, самая главная женщина в доме.
Значительная часть крестьянского хозяйства (огород, одежда и всё, что связано с её изготовлением, заготовка продуктов) находится под контролем большухи. Ей подчиняются все женщины семьи, дети и неженатые молодые мужчины (парни). В компетенцию большух входили контроль за поведением всех членов крестьянского сообщества; формирование общественного мнения и его публичное оглашение; проведение всех семейных ритуалов: календарных праздников с обязательными для них гостьбами, поминок, свадеб, проводов в армию; на их попечении — дом, скот и дети (и собственные, и дети сыновей — внуки. Забота о мёртвых составляет значимую часть попечений большухи, делая её главной фигурой, отвечающей за отношения семьи с предками и иным миром — отношения, которые служат источником её социальной, моральной и духовной власти.
Власть большухи основана на ещё одной важной составляющей её домашних обязанностей —
кормлении, обеспечении едой всей семьи. Большуха отвечает за приготовление пищи, выпечку хлеба и уход за скотом, что предполагает её центральную роль в поддержании семейного благополучия.
СТАРУХА
Женщина, вышедшая из детородного возраста (примерно 40 лет).
Старая женщина, которая передала статус большухи. В какой-то момент старуха ощущает, что «зажилась», надевает погребальную одежду и готовится к смерти. Смерть — является частью жизни. Все готовили «смертный узелок» и часто знали в каком году умрут.
Как замужней деревенской женщине возбраняется показывать волосы, так и в смерти она должна быть с покрытой головой: её хоронят в белой шапочке или платке, которые полностью покрывают её волосы; она или сама готовит для себя головной убор, или это делают другие женщины после её смерти. В основе практики приготовления смертного узелка лежит глубокая убеждённость в существовании жизни после смерти.

Мы желаем вам проникнуться укладами того времени и пройти через
жизнь вместе с крестьянскими женщинами.
Команда Сакральной Сексуальности.
© Богук А. В., Иванова М. А., 2017
Made on
Tilda